Главная страница. главная      стихотворения      материалы
 
 

Дойчо Иванов

Копривштица в мечтаниях поэта

Родное место и его присутствие в жизни каждого человека имеет особенное,
часто очень важное значение. Эта роль еще более существенна для творческих
личностей, поэтов и писателей.
Сочетание «Копривштица – Димчо Дебелянов» давно уже звучит так естественно
и неразрывно, что упоминание одного из его элементов неизбежно вызывает
в мыслях другой. Каждый раз, когда мы говорим о Димчо Дебелянове
и о Копривштице, возникают лирические и романтические ассоциации,
представления, ощущения, даже конкретные сюжетно-образные воспоминания.
Это сочетание давно уже является устойчивым целым, сильным и действенным.
Однако где живет Копривштица в душе и сердце ее сына–поэта? И можем
ли мы вообще говорить при этом о значении, влиянии и даже важной
роли родного города в его жизни? Как известно, Димчо было девять
лет, когда его семья уехала из Копривштицы после смерти его отца.
А позднее он побывал здесь только четыре раза, останавливаясь очень
ненадолго (на день-два), за всю свою короткую жизнь. Ясно, что при
этом нельзя говорить о каких-то сознательных, зрелых, личных воспоминаниях,
о ностальгии по родному очагу и мечте о нем. Еще меньше – о творчестве,
основанном на них. Именно так. И вопреки этому, все же Копривштица
просто пробивается в каждом стихотворении Дебелянова.
И вот: где в сущности пребывает родной город в сердце, душе и стихах
Димчо? Скорее всего, можно сказать, что он живет где-то в его сознании,
как «давние муки и воспоминанья…», или как «тайный крик печального
бродяги, тоскующего по родному дому...». Мы повторяем его отчаянные
слова «Где тебя найти, мой край родной?..» или вспоминаем потрясение
его детской души, порожденное контрастом между родной, милой, знакомой,
патриархальной, теплой и светлой Копривштицей и большим городом -
холодным, чужим, враждебным, полным душевного голода и страданий, -
что отражено в сонете «Пловдив».
Как первые и наиболее общие впечатления, эти штрихи только намечают
внешний контур темы. Более внимательное, глубокое прочтение неизбежно
и категорично приведет нас к выводу Енчо Мутафова: «…комплекс, символ
Копривштицы незримо присутствует во всей поэзии Димчо Дебелянова».
А это присутствие определяет мировоззрение, образ мыслей, эмоциональные
восприятия и выражения. Это самобытное и звонкое лирическое очарование,
нежное любовное стенание и ностальгический вздох. Это еще и очаровательный
весенний штрих или горькое душевное разочарование, невероятно лиричное
сочетание божественной природы, романтичной архитектуры, дорогих
и близких людей. Но это еще и богатая европейская культура и духовность
самобытного города болгарского Возрождения, необыкновенное очарование
которой складывается в душе будущего поэта в особенное эстетическое
ощущение и восприятие, самобытный философский смысл его поэзии,
невероятное лирическое высказывание и воздействие его стихов.
Стоян Илиев, автор монографии «Димчо Дебелянов меж грехом и раскаянием», -
одной из самых глубоких и сильных книг о поэте, - пишет: «Нет
никаких сомнений, что Копривштица оказала сильное влияние на становление
Димчо как поэта. Его нельзя представить без его Копривштицы». И
еще: «Ощущение тепла и уюта стало еще глубже, потому что мир детской
души находится в единстве с окружающим миром».
И действительно, Копривштица живет где-то очень глубоко в душе и
сердце поэта. Потому что мы у него нигде не встретим конкретное
опредмечивание и описание родного города, воспевания, как у Вазова.
Даже более того – Дебелянов нигде не упоминает названия своего родного
города – ни в стихах, ни даже в сохранившихся его письмах. Только
в воспоминаниях друзей и родственников говорится о его посещении
Копривштицы. Записанные воспоминания о родном городе хотя и кратки,
но показательны своим обаянием и его притягательной силой, и это
объясняет ряд мотивов, образов, символов и настроений в стихах поэта.
В разговоре с сестрой Марией он утверждает: «Человек, который не
любит свое родное место и не хранит дорогие воспоминания о нем –
потерянный человек!».
В разговорах с друзьями Димчо делился своими планами написать цикл
стихов о знаменитых копривштинцах – поэтические портреты деятелей
болгарского Возрождения и апрельского восстания, но в совершенно
новой манере. Не эпические и героические стихи, а задушевную, человечную
лирику, полную восхищения самопожертвованием и трагизмом жизни этих
великих болгар. Для него они отнюдь не мифические герои прошлого.
Это живые члены славной болгарской истории, незаменимые для ее осмысления
и увековечивания в сегодняшнем и будущем болгарском обществе. В
этом намерении видна и другая характерная черта Димчо – поэт живет
в реальной жизни, а не в воздушном замке. Родной край близок и дорог
ему, поэт не отдаляется от духовных нужд общества и ежедневных проблем
людей.
Да, Димчо не достиг этих вершин и не воспел Копривштицу в своих
стихах. Но эти его воспоминания и вся его поэзия доказывают, что
он всегда нес родной город глубоко в себе, сущностно и значимо.
И в контексте его связи с Копривштицей его стихи становятся еще
ближе, понятнее и человечнее, они настолько подлинны и искренни,
будто пережиты и написаны нами самими (это одна из самых оригинальных
особенностей стиха, принадлежащая только Димчо). Отсюда и невероятная
сила и обаяние его поэзии, в которой Копривштица имеет реальное
и бесспорное значение. А сказать, что только шедевр «Тайный крик»
относится к этой теме, было бы очень поверхностно и легкомысленно.
Понятно, Копривштица сама по себе – это вожделенный оазис, великолепный
бисер и стенание по родному и вечному для каждого болгарина. Но
в этом цикле увековечен гораздо более широкий философский и человеческий
смысл. В основе его лежит библейская притча о возвращении блудного
сына. Мечтательное и невозможное возвращение в детство, к началу
и корням, в идеальный мир отчего дома. Чтобы найти утешенье и опору,
упование и смысл в качестве контрапункта грубому и жестокому миру
современности. И обрести Смысл через Покаяние. Чтобы достичь печального,
тихого озарения вернувшегося к своим корням сына, смиренно склонившего
свою голову на бессильном плече…
И в этой связи как не вспомнить Копривштицу в «тихом домишке, увитом
цветами…», в стенании Димчо «Где тебя найти, мой край родной?..», в

Я вновь один, рыдаю вновь,
и в сердце не стихает скорбь,
высокое страдание –
я вспоминаю старый дом,
мой идеал в краю родном…


И как не связать стихотворение «Тихая победа» (при всех условностях
символической выразительности) с образом Копривштицы – Матери:

в земле твоя родная мать,
и к ней вернешься ты в свой срок…


и далее:

и странник видит небосвод,
ненастье бури пережив,
находит берег милый свой…


А при всей метафоричности образов и мыслей можно логично продолжить
аналогии строками:

путь солнца моего теперь закончен,
закат я встречу здесь. И звёзды лягут
за краем неба, и во тьме утонут...


которые приводят к логическому завершению:

и в утешенье, может быть,
я встречу смерть на бранном поле…


снова возвращение, очень символистическое, поэтическое мечтание
вернуться. Навсегда.
В этом контексте есть искушение открыть эту Копривштицу Димчо Дебелянова,
а также и нашу, общеболгарскую Копривштицу даже в стихотворении
«Лес». Где снова видим родные образы и представления настолько близкими,
подлинными, сильными:

Там дремлют древние легенды, звенит и тает тишина…

Все это – Копривштица в поэзии Дебелянова. И она трепещет и звенит
в его невероятной лирике и удивительной судьбе. Восторженно возникает
в стихах и печально стенает, она – светлое начало и смиренный приют
его чистой и лирической души.
А о том, что Копривштица – основа и начало, говорят и стихи о Димчо
(о нем написано очень много стихотворений в болгарской литературе).
И все больше его духовных наследников и «братьев во Аполлоне» пишут
о Копривштице, об отчем доме. Единственном. Вечном и святом.

Источник: сайт http://www.slovo.bg. Статья размещена на сайте http://debelyanov.narod.ru
с любезного разрешения автора. Перевод с болгарского Д.Карасева.

 
© Денис Карасев, 2002-2012 (перевод с болгарского)

Сайт создан в системе uCoz