Главная страница. главная      стихотворения      материалы
 
 

Елка Константинова

Покоряющая искренность и простота поэзии Дебелянова

После Пейо Яворова, Димчо Дебелянов - наиболее популярный болгарский символист.
Его стихи излучают неповторимую атмосферу упоительной сердечности и приглушенной
печали. Музыка его "тайного крика" подобна музыке арфы и лютни.
В его стихах преобладает элегический тон. Его жизненная и творческая биография
связана с национальными печалями и тревогами, а его личная участь очень
печальна (погиб в очень молодом возрасте на фронте, все его произведения
созданы в течение одного десятилетия).
Его чувствительная романтичная природа, его щедрое сердце, его врожденная
скромность и самовзыскательность отражаются в его лирических откровениях.
Дебелянов раскрывает в своей поэзии богатства своего внутреннего мира, свои
сердечные привязанности, свои несчастливые любовные увлечения, свои
общественные неудачи. Только в своих детских воспоминаниях открываются
символы чистоты и красоты. Его обычно называют поэтом воспоминаний. Магия,
которая кроется в стихах Дебелянова, - магия талантливой простоты, с которой
высказываются сложнейшие истины о человеке, о болезненной потребности души
в близости, нежности, покровительстве:

И, встретив там старуху возле дома,
к плечу ее склонить свой лоб упрямый,
в ее улыбке раствориться доброй,
забывшись, повторяя: мама, мама...

("Вернуться в отчий дом, что был покинут...")

Дебелянов живет не только своими воспоминаниями и мечтами, но и настоящими
разочарованиями и надеждами. Его поэтическая мысль не блуждает вне времени
и пространства, она сосредоточена на конкретном внутреннем мире, который
является полным отрицанием "беспристрастного времени", в котором "меркнет
непрожитая жизнь". Его драма - социальная и психологическая драма безденежного
болгарского интеллектуала, чьи благородные порывы трагически сталкиваются
с общественным равнодушием. В моменты временного отчаяния поэт воспринимает
счастливые мгновения духовного торжества как грезы, как нечто нереальное,
как "ангельское пение", ранее звучавшее "ночами и днями". Свою общественную
участь он воспринимает как проклятие судьбы и организует свою духовную
энергию в борьбе за сохранение высокой нравственности и счастливых воспоминаний
тихого родительского дома в Копривштице. Единственные светлые переживания,
сохраненные в его тревожной памяти, - дни его раннего детства. Вопреки тому,
что из детства начинаются и заботы, и "черные мысли", и "печальные дни", которые
Дебелянов стремится забыть:

Как детства моего печальны дни!
Как много тайных слез я лил в бессилье!
Здесь первый раз остался я один
и беспощадно буря разразилась.
....................................
лишь в черных мыслях утешенье мне,
что ничего здесь не хочу я помнить.

("Пловдив")

Интенсивная духовная жизнь Дебелянова, его бескорыстная служба алтарю искусства
обуславливают и абсолютную откровенность, с которой он самораскрывается. Поэтому
в его поэзии отражены черты его личности, целостной и просветленной, ее связи
с жизнью народа. Его корреспонденция, воспоминания современников, вся открытая
документалистика, связанная с ним, дополняет и подтверждает наши представления
о нем как о лирическом герое наисокровеннейшей интимной лирики в болгарской
литературе. Он в наивысшей степени подлинен в своей поэзии, в которой полностью
высказывается о своих гражданских и личных волнениях, раскрывая до дна свою
психологическую драму. Он исповедует и негодование на самого себя, и борьбу,
которую ведет, чтобы сохранить свои нравственные убеждения. Его лирический
герой разрывается между осознанием неисполненного до конца гражданского долга
и стремления к духовному взлету. Дебелянов читает "до умопомрачения",
в совершенстве овладевает французским и русским языками, учит немецкий,
блестяще переводит несколько рассказов Анатоля Франса, роман Пьера Луиса
"Афродита", две книги Мултатули, пишет около пятидесяти стихотворений,
среди которых двадцать - юмористически-сатирических.
Рукописные варианты его стихов доказывают, насколько старательно и долго он
работал над каждым своим текстом, как перерабатывал каждый стих, а его перевод
книги "Притчи и параболы" Мултатули красноречиво говорит о его демократических
общественных идеалах. Для нас, современников, творчество Дебелянова содержит
откровения нравственно-чистого болгарского интеллигента, который ставит
выше своих личных интересов судьбу болгарской культуры. Интеллектуал
дебеляновского типа презирает вещи и привилегии, становится выше общественной
морали, стремится развивать "свою светлую веру" в будущее Болгарии.
Димчо Дебелянов завещал нашей национальной поэзии пятьдесят совершенных
лирических произведений. Его целостная лирическая исповедь содержит все стороны
его сложной человеческой и поэтической сущности, раскрывает истины о духе
времени, о любви и разочаровании в жизни, его противоречивое отношение к
Вселенной:

Умираю и в свете рождаюсь -
многолико смятенье души.
То, что днем без конца созидаю -
буду в ночь беспощадно крушить...

("Черная песнь")

В своей "Черной песни" поэт недвусмысленно раскрывает мучительные конфликты
между своими бодрыми настроениями и надеждами и между захватывающим его
отчаянием. В его душе чередуются крайние состояния, борются полярные чувства.
Противоречие между страданием и неосуществленной, но всегда живой надеждой,
будучи преодолеваемо, создает драматизм его лирики. В отличие от Пейо Яворова,
он не превращает в философскую драму свои мрачные переживания и предчувствия,
которые омрачают мечтание его нежной души, его юной жизнерадостной природы:

Возмечтаю о светлом покое -
слышу рокот прибрежной волны.
Призову вдохновенье прибоя -
разговоры и шум не слышны...

("Черная песнь")

Испытания, которые Дебелянов переживает со своей мизерной чиновничьей зарплатой
в "мрачной и сонной канцелярии" системно ведут к крушению его нравственных
идеалов. Но поэт находит силы для борьбы со злом в мире и в себе самом. Он не
воспевает свои временные настроения, капризы своих ежедневных материальных
трудностей. Его лирический герой живет целиком в мире духовных ценностей.
Общественной коррупции противопоставляется чистота любви, всеотдача своим
дружеским чувствам, "своей светлой вере" в грядущий день.
Бегство от общественной борьбы усиливает его чувство одиночества и бесцельности.
Его отчаяние доходит до примирения со смертью:

Когда я не вернусь с войны,
меня никто не вспомнит даже -
утратил мать я, а жены
не встретил, и друзей не нажил...

("Сиротская песнь")

Трагические интонации поэзии Дебелянова наиболее сильно звучат в его военных
стихах, когда в окопах он осознавал свои химеры спасения души через любовь и
поэзию. Когда в стихотворении "Тихая победа" он признавал беспочвенность
своих юношеских иллюзий:

"Ах, труд мой был пустым стараньем
мечтаний сладостных моих..."

("Под сурдинку")

когда он осознавал сущность своей житейской драмы, когда мыслил и постигал
свою "тихую победу", именно тогда он был убит на войне. На фронт он ушел
добровольно, тихо, без аффектации и пафосных слов - вопреки предчувствию,
что его ожидает смерть. С героическим примирением и с божественной простотой
Димчо Дебелянов творил для своей Родины и ушел умирать за нее.

Источник: "Български символисти. Избрана поезия. Библиотека на ученика". Изд. "Скорпио ви", 2005, София. Перевод с болгарского.

 
© Денис Карасев, 2002-2012 (перевод с болгарского)

Сайт создан в системе uCoz